Собственно, ни о монастыре, ни о Яропольце я до относительно недавнего времени не знал. Но примерно девять месяцев назад на работе моя коллега и хорошая знакомая рассказала, как ездила на слет орнитологов и ночевала в усадьбе, расположенной в этом селе и служившей базой отдыха МАИ.
Спустя некоторое время мне пришла мысль, что помочь в осуществлении задуманного мне может велосипед. Прикинув все как следует, я решил, что можно стартовать на одной из станций Рижского направления восточнее Волоколамска, добраться до города, оттуда до Яропольца и там заночевать. На следующий день - до Иосифо-Волоцкого монастыря, а затем в зависимости от ситуации либо быстро выйти с маршрута на станции Чисмена Рижского направления, либо ехать около пятидесяти километров до Клина. В итоге получилась такая карта:
Таким образом, все проблемы практического характера были решены. Оставалась самая главная - психологическая. Дело в том, что путешествие на велосипеде в одиночку - штука, на мой взгляд, опасная и непредсказуемая. И тому есть несколько причин: водители, создающие аварийные ситуации; водители со злыми намерениями; как ни странно, бродячие собаки, которые с задором бросаются на велосипедиста; и наконец потенциальные поломки велосипеда. Признаюсь, эти четыре пункта довольно долго взращивали во мне сомнения по поводу адекватности всего предприятия. И все же культурное любопытство и дух авантюризма пересилили.
Суббота. Раннее утро. Электричка удалялась от Москвы. Вышел на Новопетровской, не мешкая, сел на велосипед и поехал. Тут же меня обдало сильнейшим встречным ветром.
До того как стал активно кататься, я всегда думал, что слова комментаторов на спортивных состязаниях про всякие там потоки воздуха - не более чем клюква для развесивших уши зрителей. По крайней мере, мне казалось, что они сильно преувеличивают. Теперь со все ответственностью заявляю, что есть принципиальная разница между тем, когда ветер при езде на велосипеде дует вам в лицо, и тем, когда он дует в спину. Мне он дул в лицо на протяжении всей поездки. А это примерно пятьдесят пять километров.
Следующей остановкой на моем пути был волоколамский кремль. До поездки я просматривал фотографии этого места в интернете. Но они не отражают и десятой доли той масштабности комплекса, которая оказалась в реальности. Две огромные церкви, окруженные забором с башнями по углам, стояли на высоком холме, возвышающемся над городом. По колокольне, ставшей смотровой площадкой, прогуливались люди. Тут же стояли колонки, из которых лилась классическая музыка, сменявшаяся выдержками из оперы. Рядом готовились к проведению банкета по случаю свадьбы.
После кремля сделал крюк и посмотрел на церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Кроме того, еще один крюк был в сторону села Ивановское, где находилась усадьба Ивановское-Безобразово. Сейчас она разрушена, и в ней даже не угадывалось дворянское гнездо. Зря ехал.
Вскоре подобрался к развилке. Направо - на Клин. Налево - на Ярополец. Оставалось всего около пяти километров. Для велосипеда - ерунда. Однако на том участке трассы шел ремонт, повсюду лежал мелкий гравий, который в изобилии летел из-под колес автомобилей. Не будь у меня велоочков, ехать было бы крайне неприятно.
Вот как выглядел мой путь:
Вообще, у нас в России, несмотря на то, что война окончилась семьдесят лет назад, до сих пор под Москвой проходит линия фронта. Все, что восточнее нее, не тронуто и в целом сохранилось. Все, что западнее так или иначе пострадало из-за нашествия. Видя разрушенное, понимаешь, что мы лишились невероятного культурного пласта.
По соседству с усадьбой Гончаровых стоит усадьба Чернышевых. Она также пострадала от немецких захватчиков. После войны ее восстанавливать не стали. Сейчас она огорожена забором, так что посмотреть ее внутри не удалось. Кстати, в этой усадьбе - уже разрушенной - снимали некоторые эпизоды фильма "На графских развалинах".
Мне оставалось посмотреть ГЭС. Вначале несколько слов о ней. Это была первая сельская электростанция. Ее открыли в 1920 году, когда план ГОЭЛРО был только на бумаге. Для этого на реке Ламе возвели плотину.
До ужина оставалось несколько часов и я посвятил их чтению. А когда пошел в столовую, по пути столкнулся с администратором. Та пригласила меня прийти на вечер романсов. До этого я слышал о нем из разговоров отдыхающих, но все-таки хотел посидеть с книжкой. Но после той короткой беседы решил не сидеть в комнате.
Концерт проходил в главном усадебном доме, в пушкинском зале. Романсы исполнял заслуженный артист России Сергей Стёпин. Аккомпанировала Елена Уколова. К сожалению, все, что у меня было с собой на музыкальном вечере, это старенький смартфон. Этим объясняется плохого качества фотография, стоящая фоном к аудиозаписи, да и сама аудиозапись. В любом случае смотрите и слушайте.
Я довольно поздно догадался включить диктофон на смартфоне, поэтому не могу здесь опубликовать пару романсов, которые мне понравились больше всего. Это "Чайка" и "Мы только знакомы". Тем не менее, вы можете найти их в Интернете в исполнении других певцов. На следующий день, в половину восьмого утра, я выполз из каретника. На улице никого не было. За калиткой усадьбы обнаружил дерево, усеянное яблоками. Немного не доспевшими, судя по вкусу. Затем был завтрак. И вот я уже снова на велосипеде.
До Иосифо-Волоцкого монастыря было около двадцати километров. По пути остановился посмотреть церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Суворове. В целом дорога была неплохой. Примерно через час оказался на месте.
Монастырь основали в 1479 году. Покровительство ему оказывал Иван Грозный. Здесь молились русские цари, сюда ссылали неугодных, держали польских пленных во время русско-полькой войны 1609-1618 гг, а также французов во время Отечественной войны. После революции монастырь закрыли, а богослужения возобновили в 1990 году.
Народу в монастыре оказалось полным-полно. В Успенском соборе вообще невозможно было протолкнуться. На территории нашел огород, на котором росли картошка, капуста и другие овощи. Рядом был яблоневый сад. Яблони росли и вдоль дорожек. На деревьях висели плоды. Я даже удивился, что прихожане их до сих пор все не сорвали. Но вскоре все прояснилось - нашел табличку с надписью "Яблоки без благословения не рвать!"
Мне оставалось проехать около пятидесяти километров. И что это были за пятьдесят километров! Сразу после монастыря начался сплошной подъем - это чувствуется, когда крутишь педали. Кроме того, очень часто встречались глубокие овраги. Вначале с ветерком скатываешься, а потом приходится ехать в гору. Когда я уже проклял все на свете, судьба преподнесла мне финальный "подарочек": знак "уклон 8%" и соответствующую горку впереди. Зато примерно через двадцать пять - тридцать километров непрерывного подъема начался столь же непрерывный спуск. Крутить педали стало значительно легче. На подъезде к Клину за мной погналась собака. К счастью, не очень большая, поэтому, чуть прибавив скорости, с легкостью ушел от погони. Вскоре приехал к финишу. Мне оставалось только дождаться электричку. Через полчаса я уже стоял с велосипедом в тамбуре.
Вот как выглядел мой путь в этот день: