среда, 23 марта 2016 г.

Путешествие по Золотому кольцу. Углич. День второй. Ярославль. День первый

Фотографируюсь рядом со "знаком в Ярославле,
рядом с которым все фотографируются"
Из гостиницы в Угличе я вышел довольно рано. Разбуженная вахтерша на этаже, которой я сдал ключ, когда солнце только-только поднялось, наверное, меня прокляла. Моей целью была столовая "Волга", запримеченная днем ранее. О ней я прочитал, что это одно из излюбленных мест жителей города, поскольку там кормят вкусно и недорого. Своим интерьером, мебелью и посудой она сильно напоминает столовые советских времен. У меня где-то в глубинах памяти сидят воспоминания о них. Вот и решил заглянуть. Ожидания оправдались. Меня встретили скатерки, занавесочки, алюминиевые столовые приборы, подносы, которые надо относить самому после еды, компот из сухофруктов в граненых стаканах, творожная запеканка, мясной гуляш с пюре, булочки. И все это за смешные деньги. Ста пятидесяти рублей с лихвой хватит, чтобы набить брюхо.
Знаменитая столовая "Волга" в Угличе

Поел и тут же пошел в кремль, музеи которого к тому времени уже должны были открыться. И вот подхожу я к одному из них, дергаю дверь, а та не поддается. На всякий случай сверился в интернете с часами работы. Все верно. Должны работать. Пошел в другой музей. Та же проблема. Тут вижу, что в административное здание кто-то заходит. Я туда, и там мне сказали, что сегодня выходной вместо 23 февраля, когда все работало. Проклятье! Это смешало все планы. Я-то думал, что погуляю по музеям, а потом сяду на автобус и укачу в Рыбинск. Впрочем, черт бы с ними, с этими планами, но на улице стоял такой собачий холод, что мне совсем не хотелось ждать автобус вне теплого помещения. Выход был вскоре найден.
Строения угличского кремля: Церковь Дмитрия на крови, палаты угличских князей, Спасо-Преображенский собор со стоящей рядом колокольней
В кремле есть Спасо-Преображенский собор начала XVIII века. И вот он-то был открыт. Зашел туда, а там как раз служба. Народ стоит, крестится вовсю, хор поет, поп ходит, помахивая кадилом. А я на лавке со своим огромным рюкзаком разместился. Не сказать чтоб здесь было тепло, но все-таки лучше, чем на улице. Просидел там часа полтора, кажется. Служба так и не закончилась!
Владимирская церковь на Божедомке

Пошел к автовокзалу. И снова напасть: расписание в Интернете оказалось неверным. До ближайшего автобуса на Рыбинск оставалось что-то около пяти часов. Идти в Угличе мне было некуда, ждать не хотелось, а тут еще народ грузился в автобус на Ярославль. Решение было принято мгновенно, билет куплен, и вот я уже на сиденье.

Романтика путешествия на автобусе, несомненно, кроется в проплывающих мимо пейзажах. Сколько бы ни катался, не устаю смотреть в окна. Всегда находится что-то новое. А Ярославская область в этом плане стала просто уникальной. Только мы, покинув Углич, въехали в первую деревню, мое внимание привлек деревянный дом с необыкновенно красивыми наличниками на окнах. Утонченная работа, настоящее произведение искусства. Рядом стоял еще один дом - со своими не менее утонченными наличниками. Затем еще один. И еще. И всякий раз как мы въезжали в очередную деревню - а их по пути было довольно много - я устремлял взгляд на окна домов. Нигде больше такого не видел. К слову, помню, что какие-то ребята собирали деньги на проект, в ходе которого они планировали объехать огромное количество деревень и сел центральной России и сделать фотографии наличников, и, кажется, преуспели.

Но вот уже русская деревня XIX века сменилась промышленными пейзажами середины XX - мы въехали на окраины Ярославля и направились в сторону центра. Я вышел в районе железнодорожного вокзала и пошел посмотреть на Владимирскую церковь на Божедомке, которая находится, как видно на моей карте достопримечательностей, в стороне от остальных интересных мест. Она была построена в конце семнадцатого столетия, так что определенно имело смысл заглянуть туда. Все-таки не так много у нас осталось столь старинных зданий. К сожалению, внутрь попасть не удалось, поскольку храм оказался закрыт.



Сел на троллейбус и отправился в сторону центра. По пути в Ярославль я забронировал место в хостеле. На вторую половину дня у меня еще была культурная программа, но прежде хотелось бросить вещи и продолжить осматривать город налегке. Хостел располагался в здании бывшего приюта, построенном в конце XVIII века, и должен сказать вам, что он оказался самым лучшим из тех, что я посетил за время своих путешествий, а посетил я их немало. Прежде всего, радовало оформление: повсюду были зеленые, синие и желтые краски, которые хотя и смотрелись ярко, не были вычурными и напрягающими; кухня была маловата, правда, там стоял большой диван, где собирались постояльцы и вели задушевные беседы; наконец, нельзя не отметить, что безумно повезло с администратором: девушка буквально "держала" компанию - беседы доставляли огромнейшее удовольствие, хотя и являли собой, как обычно бывает, пустую болтовню.

Побросав вещи, пошел в сторону набережной. Это одно из самых красивых мест в Ярославле, откуда открывается вид на Волгу. Та стояла скованная льдом, вокруг было мало людей, воздух радовал своей прозрачностью и морозной свежестью. Наверху светило солнце, которое, правда, уже собиралось садиться. А на другом берегу виднелись частные домики. Да что я буду рассказывать? Смотрите сами:


Пошел по набережной и нашел несколько жилых домов, построенных в сталинские времена, а потому удачно сочетавшихся со зданиями царского периода. Кстати, они были жилыми. Если вы ищете себе красивое место, чтобы, скажем, поселиться на пенсии и у вас есть какие-никакие накопления, то настоятельно рекомендую присмотреть себе квартиру на набережной в Ярославле. Это место отдает спокойствием и в то же время является очень красивым.
Церковь Рождества Христова
Моей следующей целью был музей истории города Ярославля, расположенный в особняке конца XIX века. По пути посмотрел церковь Рождества Христова и церковь Гурия, Самона и Авива середины XVII века. Что можно сказать по поводу экспозиции? Испытать такое разочарование я никак не ожидал. Дело в том, что подавляющее большинство представленных экспонатов оказались копиями и репродукциями. Они, конечно же, позволяли проследить историю города, но все равно в музее хочется смотреть на оригиналы. И такая ситуация наблюдалась практически во всех музеях города. 
Церковь Гурия, Самона и Авива

Впрочем, этому есть вполне логичное объяснение. В середине 1918 года в Ярославле началось белогвардейское восстание. Подавляли его с особой жестокостью. В результате примерно за две недели многие части города оказались в руинах, было уничтожено огромное количество зданий, и, естественно, пострадали исторические ценности, причем не только те, что экспонировались или хранились в Ярославле, но и эвакуированная сюда из Петрограда коллекция Артиллерийского исторического музея. Возвращаясь к музею истории, должен сказать, что, как бы там ни было, свою функцию он выполняет и о гибели культурного наследия да и вообще о Ярославском восстании я узнал именно там.

Когда вышел, солнце уже начало садиться. Прогулялся по располагавшейся рядом советской площади. Чем-то она мне напомнила Дворцовую в Санкт-Петербурге: такие же огромные расстояния, тоже здания классической архитектуры: Дом Советов и два корпуса присутственных мест, в которых сейчас располагается региональная Администрация, областная дума и отделение партии "Единая Россия". А вместо Зимнего дворца - церковь Илии Пророка. Она, к сожалению, оказалась закрытой из-за зимы. 
Музей истории города Ярославля. Занимает здание конца XIX века

Вообще, туризмом у нас в России лучше заниматься летом. Возможностей открывается больше. Во многих городах, куда я приезжал, в некоторые места можно было попасть только в теплое время, а то и при низкой влажности. Ярославль, как я уже сказал, не стал исключением. Церковь Илии Пророка, церковь Ярославских чудотворцев и Спасо-Преображенский собор в кремле, некоторые другие храмы - все это не удалось посмотреть из-за зимы.

Прогулявшись по Советской площади, я пошел в хостел. В принципе, можно было бы еще погулять - солнце стояло достаточно высоко, но приключений на этот день хватало.

Церковь Илии Пророка
Хостел, затем магазин, ужин, веселые беседы. Особо интересными оказались две девушки-постоялицы из Иваново. Они рассказали, что на малой родине с работой плохо, поэтому многие едут в Ярославль. Сами они учились в железнодорожном техникуме и подрабатывали путейцами. Я со своим гуманитарным образованием, узнав об этом, почувствовал себя несколько неуютно.

За разговорами и чаем досиделись до полуночи. Можно было бы еще, но у всех на следующий день было полно дел, поэтому решили идти спать.

Если вам понравилась запись, вы можете поделиться ей в социальных сетях и подписаться на обновления. Также вы можете поддержать проект через форму "Поддержать проект".

Комментариев нет:

Отправить комментарий