понедельник, 2 мая 2016 г.

Путешествие по Золотому кольцу. Кострома. День второй

В Свято-Троицком Ипатьевском монастыре
Когда я только приехал в Кострому, подумывал погулять тут несколько дней, а потом отправиться в Иваново. Но после первого дня, проведенного в городе, я вдруг понял, что несколько устал путешествовать. Оно и не удивительно: на улице мрачная серая зима; до этого я проехал Ростов, Углич и Ярославль, прокатился автостопом. Впечатлений хватало, а потому решил погулять еще день по Костроме, посмотреть все что не успел и вечером уехать домой.
Поскольку мест, которые мне хотелось посетить, оставалось всего ничего, дождался двенадцати часов дня, крайнего срока выезда из хостела, и отправился в сторону центра.
Памятник Ивану Сусанину и собака с копилкой

Там нашел памятник Ивану Сусанину, который установили в 1967 году. Вообще, с ним вышла довольно забавная история. До этого в паре десятков метров стоял аналогичный монумент 1851 года. Но его снесли после революции в рамках выполнения декрета "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг". С одной стороны, глупо получилось. А с другой, советскую власть частично можно понять. Предыдущий памятник изображал не столько Сусанина, сколько царя Михаила Романова: его бюст красовался на колонне, установленной на постамент. А спаситель царя был значительно ниже, на коленях и как-то в сторонке. Что касается нового памятника, то он изображает Сусанина гордо стоящим.
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Зато рядом с местом, где был старый памятник, сейчас находится скульптура собачки, которая представляет собой копилку. Точнее, не она, а находящийся рядом металлический мячик. В нем проделано отверстие, куда можно бросать деньги. Они якобы идут на содержание бездомных животных.

Еще я обратил внимание, что в Костроме очень много столовых. Сам-то уже привык, что кругом кафе, рестораны, бистро и проч. А тут так и писали на вывесках: "столовая" и добавляли название.

Троицкий собор
Первой целью моей прогулки был Ипатьевский монастырь Святой Троицы. Именно здесь призвали на царствие Романовых. Каждый из представителей династии, как я понял, считал своим долгом хоть раз побывать в этой обители. Чтобы туда добраться, можно сесть на маршрутку и в считанные минуты оказаться на месте. Но мы ведь не ищем легких путей. Только пешком! Ведь так можно посмотреть город, а из окна на большой скорости толком ничего и не увидишь.

Кострома разделена одноименной рекой, а также Волгой на три части. Чтобы попасть из одной в другую, надо прогуляться по автомобильно-пешеходному мосту. Удовольствие ниже среднего, поскольку место продувается пронизывающим ветром. Зато оттуда открывается шикарный вид на монастырь.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Это место оказалось достаточно популярным среди туристов (или паломников?). Повсюду, несмотря на ненастный день, стояли машины. Народ прибывал. Хотя внутри больших толп не заметил. Заплатил "пожертвование" за вход и фотосъемку и вошел на территорию.

Внутри в глаза тут же бросается Троицкий собор середины XVII века и стоящая неподалеку звонница, относящаяся примерно к тому же времени. В храме обнаружил стены, полностью расписанные фресками. Сцены из Библии и изображения святых покрывали фактически весь собор. Не менее изящным оказался иконостас. Дело даже не в иконах. Он выполнен в стиле нарышкинского барокко, а потому являл буйство и красоту форм. Жаль только, что внутри нельзя фотографировать. Такие вещи из памяти потихоньку уходят. Снимки могли бы напомнить про ту красоту.
Свечной и Трапезный корпус, а также палаты бояр Романовых
Оттуда я пошел осматривать выставку, занимавшую в прошлом свечной и трапезный корпус. Она оказалась не особо интересной: церковная утварь, одежда, предметы культа, иконы - ничего выдающегося. Зато на другой экспозиции, расположившейся в палатах бояр Романовых, было лучше. Там обнаружились печи с расписными изразцами, которые мне очень нравятся. А самый уникальный экспонат - посох царя Михаила Романова, подаренный монастырю императором Николаем I в 1834 году.

Церковь Иоанна Богослова
Рядом с обителью находится архитектурно-этнографический музей или, если проще, музей деревянного зодчества. Туда тоже хотелось заглянуть, но он почему-то оказался закрытым.

А рядом располагается церковь Иоанна Богослова, построенная в XVII веке. Вот это место, если вы поедете в Кострому, я настоятельно рекомендую посетить. От него веет древностью и намоленностью. При этом туда не ходят толпы туристов, так что вы, если только не попадете на какой-либо религиозный праздник, с большой долей вероятности сможете побыть в тишине наедине с самим собой.

Мне между тем предстояла прогулка обратно. Как назло пошел дождь. Не сказать, чтобы он был очень сильный, но когда я вышел на мост и оказался на открытом пространстве, к нему добавился еще и сильный ветер. В итоге, когда перешел через реку, вся моя одежда была практически насквозь мокрой.
Экспонаты гауптвахты, а также реконструкция одиночной камеры

Хотя уже порядком хотелось есть, я решил не потворствовать такого рода низменным потребностям и направился осматривать экспозицию гауптвахты. Несмотря на относительно небольшой размер этого здания, здесь удалось организовать совершенно удивительную, охватывающую огромный временной пласт выставку оружия. Организаторы собрали средневековые сабли, алебарды, мечи, ружья нового времени, походные аптечки, мундиры, револьверы, награды. Отдельная часть посвящена Гражданской войне, Финской кампании и боям на Халхин-Голе. В центре зала - пулемет Максим. Помимо этого, пистолеты, военная форма, орудийные снаряды, гранаты, полевой телефон.

Один зал выделили под оружие времен Великой Отечественной войны. Здесь можно было найти каски, пистолеты-пулеметы и винтовки, даже походную печь, гранаты, форму и принадлежности военных врачей. В небольшой комнатке - современные вооружения. И конечно же, организаторы не забыли, где они создавали экспозицию, а потому сделали реконструкцию камеры гауптвахты. Кроме того, тут же проходила временная выставка, где было представлено оружие из различных уголков мира, в том числе азиатских стран, а также Африки.

На этом моя культурная программа закончилась. Я нашел ближайшую столовую. Заведение оказалось премилым, из тех, где можно без лишнего пафоса досыта наесться. А затем пошел на железнодорожный вокзал. Там мне предстояло просидеть несколько часов в ожидании поезда на Москву. Так завершилось мое путешествие по Золотому кольцу.

Если вам понравилась запись, вы можете поделиться ей в социальных сетях и подписаться на обновления. Также вы можете поддержать проект через форму "Поддержать проект".