воскресенье, 21 июня 2015 г.

Усадьба Архангельское


Немного истории

Впервые место, где расположена усадьба, упоминается в конце XVI века. Здесь находилось село под названием Уполозы, произошедшим не то от фамилии владельца, не то из-за частых ополозней, сходящих на берегах Москвы-реки.

В середине XVII века это место приобретает Федор Шереметев, сыгравший большую роль в воцарении рода Романовых на российском престоле.

Примерно столетие спустя будущая усадьба переходит во владение Одоевских. При них здесь появляется каменная церковь Архангела Михаила, дошедшая до наших дней. 

Затем село принадлежит Черкасским, а в начале XVIII века его владельцем становится Дмитрий Голицын. Сделавший блистательную карьеру при Петре I и Екатерине I, он замахнулся на царскую власть и был среди тех, кто составлял так называемые кондиции для Анны Иоанновны. Как известно, та, взойдя на престол, отказалась им следовать. Попав в немилость императрицы, Дмитрий Голицын селится в Архангельском. Однако вскоре его заточают в Шлиссельбургскую крепость. Усадьбу изымают, но через некоторое время ее возвращают сыну Дмитрия Голицына Алексею, а затем она переходит его внуку Николаю. 

При нем на территории Архангельского строится главный усадебный дом, разбивается парк, создаются фонтаны. Комплекс во многом приобретает современные черты. В 1810 году Николай Голицын умирает, а его вдова из-за финансовых затруднений решает продать Архангельское. 

Новым владельцем усадьбы становится Николай Юсупов. Известный коллекционер своего времени, он решил сделать из своего нового владения собрание произведений искусства. Однако реализации этих планов помешала война с Наполеоном. При наступлении французских войск коллекцию пришлось эвакуировать. Усадьба была разграблена, а в 1820 году здесь произошел пожар. И только после этого Николаю Юсупову удалось исполнить намеченное. Архангельское становится местом, куда любят приезжать поэты, писатели, художники и музыканты. Кроме того, усадьбу посещали некоторые российские императоры, в честь чего устанавливались памятные колонны, которые и по сей день можно найти в парке. 

После смерти на дуэли в 1909 году Николая Юсупова его семья решает построить на территории Архангельского усыпальницу. Для этого приглашают архитектора Романа Клейна, того самого, под руководством которого были построены здания ЦУМа в Москве и музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина), а также Средние торговые ряда.

После Октябрьской революции в усадьбе создают историко-художественный музей. В 30-х годах на ее территории строят корпуса санатория, который и сейчас принимает отдыхающих. А с 1945 года до середины 90-х на территории Архангельского находилась база ЦСКА.

Как добраться

На автомобиле: двигаться по Волоколамскому или Новорижскому шоссе, повернуть на Ильинское шоссе и следовать до усадьбы.

На общественном транспорте:  
- от ст. м. Тушинская "маршруткой" № 151 до ост. "Санаторий" либо авт. № 541, 549 до ост. "Архангельское";
- от ст. м. Рижская, Дмитровская, Войковская, Тушинская на электричке до ст. Павшино, далее - "маршруткой" № 31 до ост. "Санаторий" или № 49 до ост. "Архангельское"; 
- от ст. м. Строгино "маршруткой" № 66 до ост. "Санаторий".




Усадебный комплекс

Центральное место на территории Архангельского занимает главное усадебное здание. Его проект был разработан французом Шарлем де Герном. Строительство велось на протяжении сорока лет при участии ряда российских архитекторов. Началось оно при Голицыных, а продолжилось при Юсуповых. В результате изначальный проект претерпел некоторые изменения. Усадебное здание состоит, если можно так сказать из двух корпусов, соединенных колоннадами. 



В одной части располагаются экспозиции (на первом этаже постоянная, на втором временная), другая отдана под служебные помещения. 

Перед усадебным зданием находятся парадные лестницы и лужайка с многочисленными скульптурами.





Если смотреть на главное усадебное здание со стороны лужайки (как на фотографии выше), то в парке слева можно найти два здания конца XVIII века: малый дворец "Каприз" и павильон "Чайный домик".


В той же части парка расположены две мемориальные колонны. Одна в честь приезда в Архангельское Николая I, другая - Александра III. Там же находится храм-памятник Екатерине
II.




В правой части парка (опять же если смотреть на главное усадебное здание со стороны лужайки) можно найти ротонду "Розовый фонтан".


Также здесь есть еще одна памятная колонна - на этот раз в честь приезда в Архангельское Александра I.


Кроме того, в этой части парка расположен бюст Пушкина, установленный в 1903 году. Поэт посещал Архангельское дважды: в 1827 и 1830 гг. На постаменте высечены выдержки из послания "К вельможе":

К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я...........................................

........................................................................
..................................Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной. 
 



Последняя скульптура, которая расположена в этой части парка, называется "Скорбящий гений". Она была установлена в память о гибели на дуэли Николая Юсупова и изображает юношу с гаснущим факелом.


Несколько в стороне от усадьбы стоит другая группа зданий. Прежде всего это хозяйственные постройки: конторский флигель, выстроенный в первой четверти XIX века для управляющего имением, и кладовая над оврагом. Сейчас в обоих зданиях проходят временные выставки.



Также неподалеку находится богадельня, построенная Юсуповыми для престарелых слуг, а ныне являющаяся административным зданием.


Рядом с конторским флигелем можно найти дом для приезжающих. В нем останавливались поэты, архитекторы, художники и другие гости.


Архитектурной доминантой в этой группе зданий является уже упоминавшийся выше храм-усыпальница "Колоннада". Надо добавить к описанному, что по своему назначению он никогда не использовался. Возводить его закончили только в 1916 году. А затем, как известно, последовала Октябрьская революция. 


Здание усыпальницы имеет два этажа. Один уходит ниже уровня земли. Здесь размещаются временные выставки.


Второй этаж интересен своими интерьерами. Кроме того, он обладает прекрасной акустикой, а потому здесь проводятся концерты классической музыки.


Рядом с этим комплексом зданий можно найти Святые ворота, построенные в первой четверти XIX века.


Они находятся у начала дороги, ведущей к самой старой из дошедших до наших дней построек усадьбы - храму Архангела Михаила.


За храмом можно найти могилу Татьяны Николаевны Юсуповой, скончавшейся в 1888 году на двадцать втором году жизни от тифа.

Наконец, завершают архитектурный ансамбль усадьбы два корпуса санатория, построенные в тридцатые годы прошлого века и расположенные примерно в трехстах метрах от главного усадебного здания.

 

Постоянная экспозиция

Как уже было сказано выше, постоянная экспозиция располагается на первом этаже одного из корпусов главного усадебного здания. Посетителя встречает парадная столовая или, как ее еще называют, Египетский зал, украшенный скульптурами, картинами и китайскими вазами.



За ним следует парадный вестибюль.


Оттуда посетитель попадает в небольшую прямоугольную комнату, по бокам которой находятся две лестницы, оформленные в стиле беседки, покрытой ветвями.


На второй этаж отсюда подняться нельзя. Осмотр продолжается в Овальном зале.


Из овального зала можно попасть на временную выставку, где в двух комнатах экспонируются кареты. К сожалению, там нельзя фотографировать. 

Другая дверь ведет в Императорский зал. Подобные были во многих знатных домах. Здесь вешали портреты российских правителей. 


Затем следует парадная спальня. Ее оформили в начала 1816 года специально к визиту Александра I в Архангельское, который посетил усадьбу летом того же года.


Из спальни можно попасть в Южный зал Юбера Робера, названный так в честь французского живописца. Комната представляет собой восьмигранник. На четырех стенах висят картины в стиле классицизма.


Затем следует Антиковый зал. Это галерея, где собраны скульптуры античных времен, которые дополняются современными стилизованными произведениями. К первым принадлежит оссуарий и отколотая ступня, а также бюст римского императора Нерона в образе Геракла, ко вторым - бюст актера Франсуа-Жозефа Тальма в роли Нерона.





Последняя комната, доступная для обозрения, - Северный зал Юбера Робера. Подобно своему южному собрату он представляет собой восьмигранник, на четырех стенах которого расположены картины, а центр украшает скульптура.


Заключение

Архангельское среди других усадеб Подмосковья выделяет прежде всего большое количество скульптур, расположенных как в парке, так и в усадебном здании. Возможность посмотреть на составленный из них ансамбль уже является достаточной причиной, чтобы провести здесь выходной. Кроме того, ценители найдут особо шикарным внутреннее убранство дворца, а также отделку "Колоннады". Не последнее место занимают и окружающие природные богатства. Несколько смотровых площадок позволят в этом убедиться. Наконец, если вы приедете сюда летом, то сможете насладиться прекрасными лесными запахами и пением птиц, а также погулять по расположенным в парке галереям-берсо. На посещение усадьбы я рекомендую выделить целый день.


Комментариев нет:

Отправить комментарий